Артур Шопенгауэр. Афоризмы и максимы

Альбер Камю сказал, что основным вопросом философии является вопрос о самоубийстве, то есть о смерти. В сочинениях Шопенгауэра размышления о смерти присутствуют постоянно не только теоретически, но и эмоционально. Всю жизнь он боролся с необъяснимыми страхами и панически боялся умереть. В юности и позже он опасался воображаемых болезней, грозящих смертью, и всяческих других бед. Вспомним, как в шестилетнем возрасте он был потрясен мыслью о том, что родители его бросили. В году он бежал из Берлина в страхе перед военной службой, а в м — перед холерой. Он покинул Венецию, боясь заболеть оспой, а в Вероне страшился умереть от отравленного нюхательного табака. В Мангейме он был в вечном волнении и все ожидал больших неприятностей. Целый год ему казалось, что берлинское дело с фрау Маркет не закончено, что впереди новые тяжбы и он из-за них потеряет свое имущество, либо мать потребует передела наследства. Ночью, при малейшем шуме, он вскакивал с постели и хватался за шпагу или ружье, которые всегда были под рукой.

Арсений Владимирович Гулыга Искра Степановна Андреева Шопенгауэр Шопенгауэр Предисловие

Шопенгауэр непосредственно не был вовлечен в катаклизмы эпохи: Культ разума и рационального знания, глубокая вера в поступательное развитие человечества, в прогресс и счастье человеческого рода как высшей цели природы Кант , как высшей мудрости абсолютного духа Гегель , постулирование разумности человеческого поведения, рационалистическое или религиозное обоснование абсолютной морали — таковы основные достижения основоположника немецкой классики и многих продолжателей его философии, учения которых отмечены историческим оптимизмом и высокой гуманностью.

Шопенгауэр был учеником Канта, но он во многом шел иным, чем учитель и его великие современники, путем. Итоги немецкой классической философии, которая стала почвой и средой развития философии Шопенгауэра и в которую он внес свой оригинальный вклад, можно сформулировать следующим образом: Главное философское достижение эпохи — диалектика.

Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природою вещей. В нас существует нечто более мудрое, нежели.

Три года спустя Глава Смерть приходит за Артуром Шопенгауэром То, что в скором времени мое тело станут точить черви, я могу вынести; но то, что профессора то же самое проделают с моей философией, — приводит меня в содрогание. Он встретит смерть с той же бесстрашной ясностью, которая сопровождала его всю жизнь. Он ни разу не дрогнет перед ней, ни разу не попытается укрыться под спасительным пологом религий, до последней минуты сохраняя холодное мужество рассудка. С помощью разума, скажет он, мы впервые открываем для себя смерть: С помощью разума мы однажды приходим к заключению, что смерть есть прекращение сознания и необратимое уничтожение человеческой личности.

Есть два способа противостоять смерти, скажет он: Так сам факт смерти и страх перед ней толкают человека к глубоким размышлениям, открывая путь как к философии, так и к религии. Всю жизнь он будет бороться с вездесущей смертью. Уже в первой книге, которую он напишет, когда ему не будет и тридцати, он скажет: Но как он представлял себе смерть? В его трудах она является в самых разных обличьях:

Как можно определить его характер? Он был незлым человеком. В юности у него были друзья, в старости — верные поклонники, которых он ценил. Он сострадал нищим, убогим и гонимым, помогал неимущим университетским товарищам, обеспечил берлинскую возлюбленную, которая причинила ему много страданий, пытался упокоить старость сестры.

Для Шопенгауэра человек – это animal metafisicum, т.е. философствующее животное, которое становится таковым именно из-за страха.

Генрих Флорис Шопенгауэр, отец Артура, унаследовал большую часть состояния своего отца и деда и с честью поддерживал репутацию семейства. Генрих Флорис был не только горячим патриотом и удачливым коммерсантом, но и человеком всесторонне образованным. В тридцать восемь лет он женился на восемнадцатилетней Анне-Генриетте Трозинер, дочери уважаемого, хотя и небогатого, данцигского ратмана.

В году Данциг подвергся блокаде со стороны королевских прусских войск. В марте, за несколько часов до вступления в город пруссаков, Шопенгауэры выехали из Данцига в Гамбург. Отец Шопенгауэра, стремясь дать Артуру хорошее образование, отправил девятилетнего сына во Францию к своему хорошо знакомому, гаврскому купцу Грегуару. Мальчик обучался у лучших преподавателей города. Когда Артур возвратился морем из Гавра в Гамбург, он прекрасно говорил по-французски, но на родном немецком изъяснялся с трудом.

В одиннадцать лет Артур поступил в частную гимназию некоего Рунге, в которой воспитывались преимущественно дети коммерсантов. Весной года Шопенгауэры отправились в длительное путешествие. В Англии они пробыли около полугода.

Философия иррационализма(Шопенгауэр, Кьеркегор ,Ницше)

Смерть приходит за Артуром Шопенгауэром То, что в скором времени мое тело станут точить черви, я могу вынести; но то, что профессора то же самое проделают с моей философией, — приводит меня в содрогание. Он встретит смерть с той же бесстрашной ясностью, которая сопровождала его всю жизнь. Он ни разу не дрогнет перед ней, ни разу не попытается укрыться под спасительным пологом религий, до последней минуты сохраняя холодное мужество рассудка.

С помощью разума, скажет он, мы впервые открываем для себя смерть: С помощью разума мы однажды приходим к заключению, что смерть есть прекращение сознания и необратимое уничтожение человеческой личности. Есть два способа противостоять смерти, скажет он:

Познание, как утверждает Шопенгауэр, позволяет нам понять ничтожество жизни и победить страх смерти для отдельного индивида.

Прежде всего - само стремление автора научить людей радостной, зрелой и спокойной жизни. Нам, пережившим опыт мировых катаклизмов, тиранических злодеяний, различившим стоны растерзанной природы, познавшим параноидальный ужас истребления и распада личности, обездоленным и ожесточенным, нелегко воспринять мысль немецкого философа о том, что существует некое понятие житейской мудрости, под которым подразумевается искусство прожить жизнь по возможности легко и счастливо.

Доподлинно ли, что есть столь безотказные и вразумляющие афоризмы? Он также не отсылает нас ни к античному року, ни к средневековому предопределению, ни к запросам истории, ни к анонимным целеуказаниям. Ни в коей мере Шопенгауэр не предъявляет нам идущее извне, выверенное, неопровержимое знание, отодвигая непреложность которого, мы сами лишаем себя счастливой доли.

Все свои доводы немецкий философ черпает из суверенного опыта жизни, обращаясь к человеческой субъективности. Правда, он постоянно цитирует мудрецов древности и современности.

Шопенгауэр, Артур

Философское учение Шопенгауэра противостоит рационалистической философии его знаменитого современника — Гегеля. По Шопенгауэру, основой мира и человека является бессознательная воля. Центральное место в его философских размышлениях занимают проблемы взаимосвязи мира и человека, смысла человеческого бытия, возможности преодоления трагизма жизни и достижения счастья, проблемы отношения к смерти и бессмертию.

Шопенгауэр. Кто из нас не встречал людей, которые руководствуются лишь внешним, стремятся к накоплению материальных благ и настолько.

Кто не любит одиночества — тот не любит свободы. С точки зрения молодости, жизнь — это бесконечное будущее. С точки зрения старости — очень короткое прошлое. Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки. Однако он обычно поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало, предполагая, что видит там не себя, а другую собаку. Любой ум остаётся незамеченным тем, кто сам его не имеет.

Постоянный приток чужих мыслей тормозит и заглушает собственные. Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет. Обидеть человека - легко, исправить - невозможно. Есть только одно прирождённое заблуждение и состоит оно в том, что мы рождены для счастья. Самая дешёвая гордость — гордость национальная.

Презентация. Артур Шопенгауэр

Запрашиваемая вами страница удалена или перемещена Не отчаивайтесь. Впишите вставьте название документа или интересующие вас ключевые слова в поисковую форму и нажмите кнопку"Поиск", либо воспользуйтесь навигационным меню в левой колонке.

Арту р Шопенга уэр (нем. Arthur Schopenhauer, 22 февраля , Гданьск, Речь Посполитая Временами его охватывал по разным поводам страх: то он бежит из Неаполя из страха перед оспой; то покидает Верону из опасения.

А, как однажды заметил Джулиус, психотерапия начинается там, где кончается вина и возникает ответственность. Одно из первых правил психотерапии гласит, что пациенты сами несут ответственность за свои проблемы. Психотерапевты ведь как родители: Так и хороший психотерапевт: Ни идеи, ни взгляды, ни приемы не имеют в ней никакого значения. Спроси бывших пациентов, что они помнят о своем лечении?

Ницше и Шопенгауэр

Мысли о Нравственности В дополнение к этике Физические истины могут иметь много внешнего значения, но им недостает внутреннего. Это есть преимущество умственных и нравственных истин, которые имеют предметом высшие ступени объективации воли; первые же занимаются низшими. Если бы, например, было точно доказано как это теперь только предполагается , что солнце вызывает под экватором термоэлектричество, это последнее — земной магнетизм, а магнетизм — полярный свет северное сияние , то эти истины имели бы большое внешнее значение, но не внутреннее.

5 книг о том, как побороть страх смерти. · 32 · Напишите нам Артур Шопенгауэр, «Мир как воля и представление». Шопенгауэр.

Всё, что мы делаем, - всего лишь моральность, только обратившаяся против своей прежней формы. Фридрих Ницше Фридрих Ницше - человек парадокс, отрицающий то, во что сам свято верит и соглашающийся с тем, во что не верит. Романтик, бичующий романтиков, филолог, ненавидящий филологию, поэт, призирающий поэтов и ученик, желающий уничтожить своих учителей. Яростный безумец, бунтарь, революционер, обличитель пошлого и лицемерного существования людей, но проповедующий любовь к ближнему, от недостатка которой больше всего страдал сам.

Беспредельный антихрист, который христианству принёс во сто крат более пользы, чем самый святой из священников;"Святой Антихрист", идентифицирующий самого себя с распятым Иисусом. Ницше похож на человека, парящего в своём воображении в высоких заоблачных далях, но всегда остающегося на земле. Он весь в желании оторваться от основания, на котором стоит. Он прекрасно понимал, что его держит и как с этим бороться, но все его попытки изначально были обречены на поражение, ибо философия, которая во главу угла ставит принцип разрушительного Согласия и Утверждения, является философией настолько правдивой, насколько она уничтожает саму себя.

Такая философия ничего нового не говорит, поскольку помещает реанимированное старое в будущее, минуя настоящее. В этом и состоит трагедия Ницше-философа, стремящегося на крыльях воли к власти, её рессантимента к высшему смыслу, к идеалу благородного человека, богочеловека, человека, возвышающегося над толпой, методом болезненного понукания и напряжения сознания изваять некий образ"римского цезаря с душой Христа".

Можно пытаться привести бесчисленные парадоксальные афоризмы, которые выблевывает в мир ницшеанское сознание, можно долго дискутировать о той множественности, разбивающей внутренний дух Ницше на кусочки, вырывающиеся из его души наружу впечатляющим воображение фонтаном мыслей, упорядоченных настолько же, насколько вообще могут быть упорядочены куски одной и той же души, разбросанной в разных местах. Но мало что они нам скажут, пока мы не попытаемся подвести хоть какую-нибудь основу под, по существу своему, безосновную философию Ницше.

Но проблема всё же должна ставиться, - вернее, должна интерпретироваться.

Книга Шопенгауэр. Содержание - Страх

Это ведет, с одной стороны, к скоплению публики к тем пунктам, где ожидается прибытие такого человека, а с другой — к стремлению газет, особенно английских, дать публике быстрое и точное описание его наружности, пока художник и гравер не покажут нам его воочию. Изобретение Дагерра оттого так высоко и ценится, что самым совершенным образом удовлетворяет этой потребности. Равным образом и в обыденной жизни, всякого подвернувшегося нам человека мы подвергаем физиономическому наблюдению, стараясь тихомолком по чертам его лица предузнать его нравственную и умственную сущность.

На основании всего этого дело представляется не совсем так, как полагают некоторые глупцы, воображая, что вид и наружность человека не имеют никакого значения, потому-де, что душа сама по себе, а тело само по себе и имеет к первой такое же отношение, какое к нему самому имеет носимое им платье. Скорее всего, человеческое лицо есть иероглиф, который не только допускает дешифрирование, но и готовая азбука для которого имеется в нас самих.

21 сентября года Шопенгауэр внезапно скончался от паралича легких. И что же сделал Шопенгауэр Создал философию страха — и при этом.

Воля к жизни Артур Шопенгауэр Одним из известных критиков гегелевской философии был немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр. Гегель считал, что в основе мироздания лежит разум. Но почему же тогда все, что происходит в нашей жизни, как правило, отличается неразумностью? Может быть, в основе мира находится не разум, а что-то совсем иное. Нечто неразумное, нелогичное, неподвластное уму и пониманию, бессознательное, иррациональное, непредсказуемое и не постижимое привычными способами. Все это Шопенгауэр назвал волей и противопоставил ее разуму, о котором говорил Гегель.

В основе мироздания, по Шопенгауэру, лежит не разум, а воля, и поэтому в нем много неразумного, случайного и необъяснимого. Что представляет собой эта воля, чем является? Воля — это совокупность желаний и инстинктов, страстей и порывов, настроений и чувств, это бессознательные побуждения, безотчетные стремления, ничем и никем не контролируемые действия.

Для воли чужды вопросы: Для нее нет никаких целей, причин, мотивов, следствий и любых других разумных оснований.

Глава 41. Смерть приходит за Артуром Шопенгауэром

Но пока она не вернется к ней, ее желания беспредельны, ее притязания неисчерпаемы, и каждое удовлетворенное желание рождает новое. Нет в мире такого удовлетворения, которое могло бы утишитьее порывы, положить конец ее вожделениям и заполнить бездонную пропасть ее сердца. И при этом обратите внимание на то, в чем обыкновенно состоит для человека всякое удовлетворение:

Страх. Был ли сам Шопенгауэр сострадательным Как можно определить его характер Он был незлым человеком. В юности у него были друзья.

Небытие является основой для дальнейшего существования. Этот страх, данный нам априори лишь обратная сторона нашей сущности.

"Ни одно общество не хочет, чтобы ты стал мудрым!". Ошо - Индийский духовный лидер, философ, мистик.

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно реальна! Узнай как это сделать, кликни здесь!