4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля

Символика названия прочитывается довольно легко: Итак, книга построена на оппозиции развитой эстетической способности и воинского искусства, сочетающемуся с исключительной способностью к самоотвержению, да и с изрядной долей жестокости. Вспоминалась бы романтическая, хотя и несколько мрачноватая слава боевых искусств. Так работает ассоциативная память. Однако из всего эстетизма в книге только и есть, что упоминание о традиции любования цветением сакуры и поднятом на небывалый уровень разведении хризантем, да непродолжительное обсуждение дзэнских принципов искусства меча. Почему наши ожидания настолько не совпадают с текстом? Такова ситуация, в которой на сцену выходит культурная антропология, полагающая, что именно ее методы и способ видения проблемы наиболее адекватны к подобных случаях. Итак, это вовсе не академическое исследование. Если соотносить с известными нам формами исследовательской деятельности, то это отчет по гранту.

Культура вины и культура стыда ( национальные особенности и практическое применение)

Чувство вины и стыда - интроекты психики Вы встречали когда-нибудь в живой природе какое-нибудь животное, испытывающее стыд или вину? Например, кота, который извиняется перед Вами за свой окрас? Или, скажем, лошадь с комплексом неполноценности?

Исследуя ранимость и страхи связанные с отношениями, Брене Браун считает стыд эпидемией нашей культуры - мы все стыдимся своих недостатков. боль, которую нам приносят чувства стыда и вины и стороннее осуждение.

Вина Очень многие люди страдают от чувства вины и стыда, или от депрессии. Их эмоциональная жизнь чрезвычайно запутана и полна конфликтов. В таком состоянии творческий подход к жизни вряд ли возможен, фактически, подобная склонность к депрессии свидетельствует о внутреннем принятии собственного поражения. Как возникает чувство вины? Вина не является подлинной эмоцией, происходящей из переживания удовольствия или боли. Она не имеет основы в биологических процессах тела.

Кроме как у человека, в животном мире она не встречается. Следовательно, мы можем предположить, что вина представляет собой продукт культуры и свойственных ей ценностей. Эти ценности воплощены в моральных принципах и нормах поведения, которые, будучи внушены каждому ребенку его родителями, становятся частью структуры эго ребенка.

Культура вины и стыда как социологические категории

Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда. Содержание поступков, вызывающих чувство С. Соловьев"Оправдание труда" впервые указал, что С.

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное . Вина и позор в контексте становления современных европейских Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда // Обсерватория культуры. —

Культурная вариативность регуляторов социального поведения Стефаненко Т. Регулятивная функция культуры Во второй половине века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Мы не случайно сделали оговорку о разной мере регуляции поведения культурой: Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Ю.

Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А. Асмо-ов называет социотипическим поведением личности.

Вина и стыд как механизмы социального контроля

Общался себе на форумах. Зашел, значит, и рассказал о вспышках своего темперамента. Думает, рядом одноквадренники, дуалы, они поймут. А может быть еще и пригодится кому его рассказ. Но…как во всякой сказке, без проблем не бывает. Набежал народ, началась ожесточенная брань то есть битва, в смысле — дискуссия.

Известно, что всякая мораль и её ведомые: стыд, чувство вины, страха, тревоги, гнева, раздражения, печали, сожаления, вины, стыда, скуки - но они могут или социа льный конце пт — это порождение конкретной культуры или.

Она очень сильно влияет на качество жизни и заставляет их страдать. Но обо всем по-порядку. В норме стыд и вина регулируют социальное поведение человека. Я виновата, что заставила тебя ждать и нервничать! Некоторые события, заставившие человека испытать сильные вину и стыд, оказываются ключевыми, в хорошем смысле этого слова, и побуждают его менять свое поведение и отношение к себе, другим, жизни.

Но пойдем дальше, в патологические проявления. Такой стыд еще называют токсичным. И не зря, можно сказать, его функция — отравлять жизнь.

Стыд, вина и страх

Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь по карманам? Потому что немец знает — после совершения акта воровства, его будет грызть чувство вины. Особенно в том случае, если немца не поймают и он останется безнаказанным. Этот немец — представитель Культуры Вины. А почему японец не будет шарить по курткам своих узкоглазых коллег? Потому что его могут за этим делом застукать, и ему станет очень стыдно.

При этом важно уметь различать стыд и вину: вина – это несоответствие Дальше начинается страх, что от него могут отказаться.

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля над соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Юрий Михайлович Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм Лотман, В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания и бойкота: Японская мать неспроста пугает шалуна: Она грозит ребенку отлучением от семьи — первой общины, по законам которой приучается он жить. Подобные методы воспитания характерны и для японской школы: Итак, самым страшным наказанием для японского ребенка является бойкот и отлучение от общности. И взрослые в культурах с высокой значимостью стыда как регулятора поведения больше боятся изгнания из общности, чем насилия.

Этнопсихология

Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм[Лотман, ]. Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р. В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания[96] и бойкота:

Стыд и вина - одни из главных чувств, отличающих человека от животных. услыша в свой адрес: это ребенок сжимается от страха.

Культура вины и культура стыда национальные особенности и практическое применение Представители всех культур способны одинаково идентифицировать конкретные эмоции — гнев, радость, страх, удивление, горе, отвращение. Мы не обучаем друг друга базовым эмоциям, они врожденные, но можем научиться связывать определенное поведение и восприятие с определенными эмоциями и научиться распознавать объект ненависти или любви, говорить с другими о том, что мы чувствуем. Уже сам факт, что разговор об эмоциях возможен, предполагает, что они имеют общечеловеческие корни.

Внешнее проявление эмоций существенным образом влияет на социальный климат. По этой причине во многих культурах были выработаны особые правила поведения на публике, регламентирующие эмоциональные реакции индивидов. Например, нормой американской городской культуры является улыбка. К сожалению, в России нормально находиться в публичных местах с угрюмым выражением лица и даже с гримасой раздражения, что не способствует созданию благоприятного климата в обществе.

Стыд, страх и вина

Чтобы ни натворили свои, они всегда правы, а чужие всегда не правы. Любое древнее общество стремится стать империей абсолютной и в идеале — всемирной. Абсолютен панславизм, пантюркизм, арийство. Вы легко можете найти сочинения, где утверждают, что Геракл родом из-под Курска, что этруски — это русские, а в Осетии вам скажут, что все европейские цивилизации созданы осетинами. Он работал честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог.

Культура вины - это пока что только для избранных, да и то при перво Культура страха, стыда и вины - это механизмы социального контроля.

При этом стыд — это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Вина — продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок. Впервые эти понятия были сформулированы в книге американского специалиста по культурной антропологии Рут Бенедикт"Хризантема и меч. В главе"Нравственная дилемма" Р. Человеку стыдно действовать иначе, нежели принято.

Неудобно перед соседями, перед членами прихода, перед товарищами по оружию. Он смотрит на себя глазами других. Но"в системе социальной регуляции, основанной на стыде, человек не испытает облегчения от исповеди".

Проработка чувства стыда, вины и подавленной агрессии

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно реальна! Узнай как это сделать, кликни здесь!